Контекстная реклама / Привлечение клиентов психологом

Психологи в России: кто они и кто их клиенты?

Портал "Психологический навигатор" провел интересное исследование. Мы задали профессиональным практикующим психологам вопросы об их клиентах, интересовались их оценкой профессионализма коллег, спрашивали о перспективах и недостатках современного состояния психотерапии, просили поделиться своими способами привлечения клиентов и т.п. Это вопросы, которые волнуют нас, а также многих российских психологов в их повседневной работе. Результаты исследования читайте в этой статье.

Ответы психологов можно условно разделить на несколько групп.

1. Состояние рынка психотерапии, как услуги, способы привлечение клиентов, уровень конкуренции.
2. Качество рынка: оценка профессионализма российских психологов, востребованность и перспективность различных направлений и школ психотерапии;
3. Клиенты психотерапевта. Кто они и с какими проблемами приходят, динамика изменения отношения к психологам и психотерапии.

1. Большинство психологов оценили уровень конкуренции на рынке психологических услуг как высокий. При этом, подавляющее большинство (79% опрошенных!) признались, что испытывают недостаток в клиентах. Некоторые считают, что молодые специалисты чаще испытывают недостаток в клиентах, чем те, у которых уже большой опыт работы. По нашим оценкам (ПН) это не всегда так, потому что часто молодые специалисты лучше владеют технологиями продвижения и привлечения клиентов, при этом они готовы тратить больше усилий на работу за меньшие деньги.
Частнопрактикующие специалисты больше испытывают затруднений в поиске клиентов, нежели центры. Коммерческим центрам не хватает клиентов, тогда как в государственных - нет недостатка в клиентах. Данный факт, по всей видимости, связан с расценками на услуги в государственных центрах, где консультации, как правило, бесплатные.

Среди опрошенных бытует и такая точка зрения, что клиенты приходят тогда, когда сам психолог внутренне готов принять их в свою жизнь.

Как психологи привлекают клиентов? Что по их оценкам работает лучше всего?
Здесь психологи на удивление единодушны. 100% опрошенных на вопрос "Где вы находите своих клиентов?" ответили "по личной рекомендации". Основным способом привлечения клиентов (кроме личной рекомендации) назван интернет. Это личный сайт или другие способы интернет - продвижения.

Среди других способов отмечались:
Принадлежность к профессиональному сообществу, участие в передачах на радио и телевидении, участие в презентациях, благотворительных акциях, а так же проведение мастер-классов в ВУЗах.
Также респонденты отметили эффективность наружной рекламы для психологических центров, рекламы в метро для государственных психологических служб, продвижение услуг через аналогичные организации и центры со смежными видами деятельности.

2. Нам показалось интересным узнать мнение коллег-психологов о себе самих. Учитывая уровень конкуренции и разобщенности в нашей сфере деятельности, нет ничего удивительного в том, что только 1,75% психологов оценили уровень профессионализма своих коллег как высокий. 56% опрошенных поставили средний балл, а 20% поставили уверенную двойку за профессионализм и качество.
Нам трудно оценить этот результат. За ним стоит недоверие коллег друг к другу или действительно печально непрофессиональный подход к психотерапии в России? Вызвано ли это тем, что психотерапия очень молода в России и находится в стадии становления? Или тем, что психологическое образование испытывает бум в последние несколько лет и все больше вызов выпускают "скороиспеченных" психологов на рынок? В любом случае интерес к психологическому образованию и к психотерапии в целом мы только приветствуем, а коллег призываем быть более терпимыми друг к другу.

Не секрет, что большинство психотерапевтических школ и направлений, практикующихся в наше время в России – продукт западного общества. Нам показалось важным подумать над тем, что же отличает российского специалиста – психолога от остальных? И знаете, все то же – непостижимая русская душа. На вопрос "Какие сильные стороны работы психологов в России вы можете отметить?" мы получили ответы : эмпатия (на первом месте), "русская ментальность", "наша яркость и индивидуальность", "готовность оказать помощь", бескорыстие (не может не удивлять, учитывая, что мы говорим о профессиональной психологической помощи! (ПН)), энтузиазм, ценность человеческих отношений.
Кроме этого, среди сильных сторон были названы готовность постоянно учиться, повышать квалификацию, развиваться, открытость новому, стремление к интегрированному подходу и наличие профессиональных сообществ.

Далее мы спросили психологов: "Какой метод (методы) психотерапии вы применяете? Какой вы считаете наиболее перспективным?"

Было названо огромное количество направлений и школ, которые применяют психологи в своей работе. Результаты (по мере убывания) следующие:
1. Гештальт – 30%
2. Аналитический подход – 19%
3. Арт-терапия – 17%
4. Экзистенциальный – 14%
5. Семейная системная терапия – 12%
6. НЛП – 12%
7.
A. Психодрама – 11%
B. Поведенческая терапия – 11%
8.
A. Телесно-ориентированная – 9%
B. Символдрама – 9%
9.
A. Транзактный анализ – 6%
B. Логотерпия – 6%
C. Эриксоновский гипноз – 6%
10.
A. Гуманистический подход – 5 %
B. Клиентцентрированный подход – 5%
11.
A. Юнгианский – 3%
B. Холодинамика – 3%
C. Психокатализ – 3%

Так же отмечали имаго и танатотерапия, сказкотерапию, песочную, расстановки по Хеллингеру, акмеологию, позитивную терапию, лакановский психоанализ и даже классический гипноз.

Большинство психологов применяют не один какой-либо метод, а практикуют одновременно несколько направлений, интегрированный подход, считая, что каждому клиенту – свой метод.

Касательно перспективных направлений мнения разделились. Как правило, каждый специалист считает именно свой метод перспективным. Кто-то считает, что популярность гештальттерапии идет на убыль, другие, наоборот, что будущее именно за гештальтом, так как он совмещает в себе основные направления и позволяет достичь результата за более короткое время.
Перспективным направлением назвали психотерапевтическую работу в группах, тренинги и краткосрочное консультирование и (подавляющее большинство) интегративный подход. Возможно, это связано с ускоряющимся темпом жизни, когда человеку хочется все и сразу. Но это не означает, что клиенты не готовы ходить на терапию длительное время.
На наш взгляд (ПН) странно, что никто из опрошенных не отметил коучинг, как перспективное направление, хотя многие говорили о популярности именно краткосрочных методах психотерапии.

3. Самая неоднозначная часть нашего исследования – вопросы, касающиеся клиентов психотерапевта. Здесь сразу приходят на ум и соображения конфиденциальности нашей профессии, и некая стыдливость, присущая нашим психологам в вопросах отношения к своей профессии как к рынку услуг, на котором всегда есть клиент и есть некая целевая аудитория для каждой из услуг. Возможно, кому-то приведенная в этом раздела информация покажется столь же бесполезной, как средняя температура больных по палате, но мы все же решили узнать кто же самый частый клиент психотерапевта, что его волнует по мнению психологов?

Итак, типичный клиент психотерапевта выглядит так:

На первом месте по количеству обращений расположились женщины от 25-28 до 40-45 лет, с высшим образованием, как правило руководители среднего звена. Активные, часто сами интересуются сама психологией, многие не замужем или в разводе;

Дальше с большим отрывом идут мужчины 30-45 лет, с высшим образованием, руководители от среднего звена до топ-менеджера, имеющие, преимущественно, семейные проблемы;

И на последнем месте дети и подростки – от 3 до 20 лет.

Среди основных проблем, с которыми обращаются к психологу наши современники, лидирует проблема отношений, на втором месте - страхи, тревожность и различные фобии. Далее по убывающей - проблемы поиска себя и самоопределения, самореализация, психосоматика, депрессии, неуверенность в себе, различные виды зависимости, кризис среднего возраста, стрессы, хроническая усталость, конфликтность, агрессивность и аутоагрессия.

Отмечается определенное количество обращений касательно установления длительных отношений в гомосексуальных парах, проблемы половой идентификации.
У детей это - отсутствие друзей, дисциплинарные проблемы, трудности в адаптации в саду и школе, детские страхи, проблемы сепарации у подростков.
Если говорить о динамике симптомов и конфликтов, то психологи отметили, что в последнее время увеличилось число депрессивных расстройств и фобических неврозов, а так же неврозов, связанных с понятием успеха и нарциссической неудовлетворенности. Многие психологи говорят о том, что современному человеку все сложнее чувствовать, о блокировании чувственной сферы у их клиентов. Родители все чаще не знают, как ограничивать своих детей и просто справляться с ними, делают большой акцент на интеллектуальном развитии ребенка, совершенно забывая о мире его чувств. У детей все чаще отмечаются гиперактивность, нейропсихические нарушения, перегрузка знаниями, различными занятиями, секциями, а так же сексуальное насилие.

При этом степень готовности нашего населения обращаться за психологической помощью многие оценивают скорее как низкую. Психологи отмечают, что среди населения нет понимания того, что за разговор нужно платить. То есть многие до сих пор имеют весьма смутное представление о психотерапии как о профессии. Многие психологи считают, что в крупных городах готовность обратиться за помощью выше. Но опыт и статистика Псинавигатора свидетельствует об обратном. В нашей опции "Оставить заявку на подбор специалиста" гораздо больше запросов поступает с периферии, чем из столичных городов.

Среди причин нежелания населения идти к психологам отмечали: у большинства людей в голове психолог пока еще "равен" психиатру, и если человек обращается к психологу, то это вызывает у него чувство собственной неполноценности. Соответствующее отношение часто можно увидеть и у окружающих. Мужчины более настороженно относятся к психологам, чем женщины. Но вместе с этим, у них есть и интерес и любопытство. Больше доверия к психологу возникает, если обратиться к психологу рекомендуют врачи, учителя социальные работники. Образованные люди, с высоким уровнем рефлексии охотнее идут к психологу. Интересно, что некоторые люди считают психологов людьми с неразрешенными собственными проблемами. Также обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор люди часто идут к психологу с ожиданиями целительской помощи и надеждой на чудесное исцеление.

В конце нашего исследования мы попросили коллег высказать свои пожелания и комментарии, касающиеся темы опроса. Они очень интересны и мы не сочли возможным их сократить, чтобы вместить в формат данной статьи. Поэтому читайте их здесь!

Рассылка рекламы в инстаграмме
Как настроить рекламу в инстаграм в директ
Как правильно создать рекламу в инстаграмме
Как фитнес тренеру привлечь клиентов на
Как разместить рекламу в интернете в новосибирске